Липовская география


Кажется, какая география у деревни – всего-то одна улица. Да, но какая длинная! И вся пересечённая не раз логами и ложками. Хорошие, росные площади занимали пашни, а люди селились ближе к рекам, на склонах берегов и оврагов. И давали названия.

Мы попросили липовчан рассказать о деревенских топонимах, часть из которых использована в материале «Окрестности Липовки из космоса»

Первым откликнулся на нашу просьбу Прокопий Прокопьевич Целищев. И мы рады опубликовать рассказ нашего многоуважаемого липовского сторожила в день его 90-летия!


/
Прокопий Прокопьевич Целищев
на улице родной Липовки

Начну с нашего конца. Раньше от каждой деревни были межи. Вот от Старого Трыка была межа – Сивков лог. Ближе к нашей деревне был лог Штаны, как у штанов форма – штанины.
 
Около деревни нашей, где жили Зина и Саша, лог Петрунин.

От нас через три дома – Палагин лог, глубокий. Когда Колчак проходили в Гражданскую, в этом логу народ скрывался.
 
Это было зимой, деревенских мужиков забирали везти солдат-колчаковцев в сторону Ижевска. Моего отца тоже забирали с подводой – сани, лошадь. Он проехал двадцать вёрст и ночью оставил сани и верхом приехал домой.

Так, дальше лог Асинерев – это середина деревни. Дальше небольшой лог – Варварин. Вдова жила рядом с логом. В конце деревни – Большой лог, самый длинный в деревне.
 
А дальше, где была гора Калабашка, проходил межевой лог – это межа с Кизнером. Между вершин этого лога расположилось кладбище.
Раньше, когда автомашин не было, ходили все люди пешком, в лаптях, в церковь, в гости. А кто имел лошадь – на лошади.

От Липовки в церковь дорога была верхняя по полю до села Кизнер.
 
От Калабашки было две дороги в Кизнер: по низу – около болота и по верху до сухой ёлки, и по полю была дорога летом на мельницу, а зимой по лугам. По нижней дороге ходили в начальную школу. Я ходил четыре года. Тогда в Кизнере было две школы, внизу четырёхклассная, а на горе – средняя.

По этой дороге ходили мимо удмуртского мольбища. Мы шли как-то в школу и видели, как они варили в котлах головы коров и молились.
 
По этой же дороге мы ходили на базар и на поезд, если ехать далеко. Я ездил в Великую Отечественную войну и после неё в Сосновку, в Вятские Поляны.

Около реки Люги раньше жил барин, помещик Львовский, родом из Польши. Он пешком не ходил, ездил на тарантасе, на лошади. Его возили по дорогам его владения. Дороги были обсажены берёзами с обеих сторон.
 
У барина была мельница, водой крутило лесопилку, маслобойку, обдирку, и зерно мололи на муку.
Дороги были разделены по деревням, и следили за состоянием, чтобы не было ям и не трясло барина при езде.

После революции барин уехал в Польшу, и всё поместье развезли. А на месте его построили крахмальный завод.
При колхозах мельница ещё недолго существовала, потом и её нарушили. Мельницы стали работать на электричестве.

До революции весь центр был около церкви. Средняя школа стояла около церкви, там была и почта, сельмаг, больница, пекарня, жили все учителя.
Церковь была большая, стояла на горе. В войну её коммунисты сломали и разобрали кирпичи.

Сейчас на том месте построили небольшую. Средства на строительство собирали по деревням. Мы с Зиной дали 500 рублей. А побывать в ней Зине не пришлось. Её отпевали около Лаки в молельном доме. А вот меня где будут отпевать – неизвестно!


Примечания редакции:

 

 

Joomla Template by Joomla51.com