Из писем дяди Саши (Александра Фёдоровича) Перевозчикова племянице Людмиле Ухановой


26.02.08

О празднике Крещения

Я хочу поздравить всех с нашим Липовским престольным праздником с Крещением Христовым 19 января. В этот день всегда особенно было много гостей у нашего деда Димитрия в доме, твоего прадеда. К нему и его семье приезжали все дочери и зятья на своих лошадях, которых было пять дочерей, а сын Василий жил вместе с ним. Было трудно ему разместить всех лошадей, я уж не говорю - угостить всех в этот праздник. Кроме того, приходили из Старого Трыка отец тети Сани (так звали сноху, мать моих кузенов) и два ее брата с женами. Их всех угощала ваша прабабушка Анна Елисеевна. Была очень доброй, благожелательной. Она умерла в августе 1941 года. Дед Димитрий Сергеевич умер в 1949 году.

Кроме вечера 19 января еще праздник с гостями длился два, а то и три дня.

О церкви

…Липовка – деревня, в ней церкви (храма) никогда не было. Церковь была в с. Кизнер за 2, 5 км от Липовки, и был так называемый приход с не менее 10 деревнями. Всего в нашей округе было четыре храма: с. Кизнер, с. Кибья, Ст. Мултан (сейчас Короленко) и в Полько. Полько находится от деревни Гыбдан в 2-х км, где были-жили староверы - старообрядцы, тоже православные. Но они редко посещали эту церковь, т.к. у них другое понятие, и они расходятся с нововерами.

…Кизнерская церковь просуществовала до 1936 года. У нас школа-семилетка была через дорогу от этого храма, и, будучи учеником третьего класса, я видел, как снимали крест с купола «холодной церкви». Это помещение в глубине. А вот как снимали колокола, я не видел. Да, звон колоколов был слышен очень далеко. Мне запомнился звон в пасхальный праздник, незадолго до закрытия храма, хорошо слышимый в д. Липовке. Я был совсем небольшим. Мама меня водила на причастие в этот храм 4 ноября в мой день ангела.

Твоя бабушка тетя Надя с Иваном Ивановичем приезжали редко, т.к. они жили в д. Гыбдан, а лошади своей у них не было. Я уже помню их, как они переехали в В.Поляны. Тетя Надя работала в аптеке, недалеко от квартиры, а дед твой преподавал в сельхозшколе. Там я бывал несколько раз. Квартира была во дворе школы в домике под лабазом, то есть под поветью.

Один раз, помню, с Виталием и Юлей мы переезжали на лодке на другой берег Вятки за черемшой, т.н. – дикий лук.

О дедушке и бабушке

Дмитрий Сергеевич был с 1871 г.р.

Он 10-летним юношей был привезен его отцом Акимом вместе с братьями Алексеем и Симоном. Алексей жил рядом с отцом в своем доме, а Симон поселился в с.Кизнер под горой у речки, можно сказать, под церковью.

Он, Дмитрий Сергеевич, был глуховат сильно, а заболел он в Гражданскую войну, когда он возвращался домой из поездки от белых (его забрали с отступающим обозом). Он весной переехал через реку и простудился и потерял слух.

Хочу уточнить причину глухоты деда Дмитрия Сергеевича. Это мне помогла сестра Зина… Дед в половодье переплывал реку в д. Синярка, а дома его мать Ирина решила его лечить. Нагревала уши, в т.ч. огнем, и поэтому он потерял слух (закапывали в уши горячим).

Он был верующим и был старостой церковного прихода и все время посещал храм. Помню его с кожаной сумкой через плечо на лямках.

Баба Анна Елисеевна была сиротой, и ее дядя привез из-под Уржума в д. Яксер (это 2 км через лес). Дед с ней женился. Была очень добрая, благожелательная женщина.

У деда была мать Ирина – повитуха. Ее звали во всей деревне Липовке мамашей, т.к. она у всех женщин принимала роды.

У них в семье никогда не было ссор, все было ладно.

Ирину я еле помню. А вот Анну Елисеевну помню только добрым словом за ее добрые дела. Она умерла в 1942 г., когда мы с Сергеем были в армии. А дед умер в 1949 г. Они похоронены на кладбище, находящемся между Липовкой и с. Кизнером.

О раскулачивании

А по поводу раскулачивания… Я помню и знаю эту мастерскую по выделке шкур, и под поверью у них была деревянная ступа и на очепе – перекидной жерди – подвешен пест. В ступе толкли сухую кору ивы, делали дубильный порошок, которым доработали шкуры, пропитывали гладкую часть кожи. На этой работе были заняты все шесть его дочерей и сын Василий.

Их не выселяли, но все это уничтожили – дали непомерно высокий налог, который деду пришлось заплатить – продал живность и другое имущество.

Об изгородях

Ну, а насчет песенки («…городит мужикам перегородки…»), то действительно мужики всегда были заняты городьбой.

Все огороды были обнесены загородками, т.е. пряслами, чтобы не попала скотина ни в огороды, ни в поля и сенокосы. Даже были загородки в полях и лугах. Кроме того, за рекой Люга, за лугами было болото – топь. Так дорогу в лес, где был выпас скота, уложили бревнами поперек дороги на лежаках по топи, а по бокам были пряслы, чтобы скот не попадал на болота. Это не менее 400 м. Кроме того, весь лес по окраинам болот, по лесу и вдоль железной дороги, чтоб не попал туда скот, тоже все было загорожено. Это десятки километров. Каждое хозяйство знало (это решал сход), где какое место закреплено за ним расстояние загородки. Поэтому все мужчины были заняты этими заборами – ремонтом и др. Я сам ходил с отцом ремонтировать свои участки заборов, а свои огороды – были свои заботы.

О «мамаше»

А вот о «мамаше», так звала вся Липовка Ирину, мать Дмитрия Сергеевича. Я знаю, что она была простая крестьянская дочь по фамилии Киршина из деревни Сосново (наст. назв. Ягул), которой тоже сейчас не существует. Это от д. Липовки на восток 6-7 км.

Семья Киршиных была большая и ее братья и сестры были в разных деревнях района. Киршины, Сапожниковы в д.Ягул, Колесниковы в д. Ст. Трык, были в д. Ичалка.

Годов 4-5 назад я на кладбище у с. Кизнер встретил 3-х сестер Киршиных. Они знали, что я внук Дмитрия Сергеевича. И одна из них говорит: «А я помню, как дядя Митя приезжал к нам в гости». Ну, и я с Киршиными и Сапожниковыми учился в одной школе, и сейчас некоторые из них живы (это дальние родственники).

Так что о «духовенстве» Ирины я не знаю.

Ну, а насчет учебы дочерей, я знаю, что моя мать Наталья Дмитриевна действительно была нянькой в семье Курочкиных (родственники мужа Филиппа Алексеевича – мужа т. Маши) в с. Кизнер, поэтому она тоже в школе ни дня не училась и умела кое-как расписаться.

Да, а баба Анна была очень добрая. Их семья была нам с Зиной другой семьей. Мы были детьми, когда умерла мать моего отца Надежда. Мне было 2-3 года, и вести хозяйство отцу и матери было тяжело. Поэтому мы много времени проводили у деда с бабой. Особенно бесцеремонно вела себя маленькая Зина. Только пригласят нас, она уже за столом, а я постарше – стеснялся, поэтому меня они уговаривали сесть за стол.

О школе

Да, мы в Кизнер в школу ходили гурьбой, т.к. уже все дети учились. Зимой нас возили на лошадях по очереди, а в зимнюю стужу мы жили в общежитии в комнате с высокими длинными полатями – спали вповалку. Там были мы из двух деревень Липовки и Яксера. Рядом была комната, дом под одной крышей со школой – квартира технички Маши Кошкиной. Так эта техничка нам кое-что готовила и за нами наблюдала. Нас привозили утром в понедельник, а вечером увозили домой. На неделю привозили нам продуктов. Так и окончили 4 класса. А уже в 5-7 и 8 и 9 классы ходили пешком из Липовки если начальная школа была внизу, а ШКМ была на горе напротив церкви. А в 8 и 9-й класс я, а Зина в 5-7 класс ходили с разъезда Ягул – это уже 5 км, т.к. мы жили в здании станции в квартире (отец был дежурным по ст. Ягул и нам дали квартиру там). В 1941 г. в сентябре я из 10 кл. ушел в армию.

О часовенке деда Димитрия

Я уже писал, что он был глубоко верующим в веру и старостой Богоявленского собора с. Кизнер и имел вес в церковных делах. Построена часовня по инициативе деда, ну а помогали ему жители деревни, в т.ч. Ардашев Яков Петрович, мастер на все руки, плотник, столяр, кузнец и делал все другие работы. Он был немногословен, но если скажет что-то тихим голосом. То все его слушали. Помогали и другие жители

Когда она построена, я не знаю, но с самого начала моего понятия я ее помню.

Она, часовенка, была деревянная, по моим впечатлениям размером 2х2 метра из добротных досок. Высота ее была больше 2-х метров с 4-х скатной крышей. Под крышей был иконостас с одной иконой. Кого был лик, я не помню, т.к. в то время в моем воображении было убеждение, что на всех иконах был один и тот же Бог, и все. Икона была дальше к стенке от дороги. Вокруг иконостаса были перила со штакетником, и была небольшая калитка.

Сама часовенка располагалась за огородами западной стороны улицы. Дом деда был на восточной стороне. На западной стороне было хозяйство и огород бывшего зятя деда нашего – Никифора Никаноровича Перевозчикова. У него, Никифора, была замужем дочь Валентина, третья по возрасту 1899 г.р., т.е. старше вашей бабушки Надежды на 2 года.

Усадьба Никифора Н. Были рядом с проездом в среднее поле деревни. Стен выше 0,8 м не было, были только 4 столба.

Вот за этим огородом Никифора Н. Стояла эта часовенка. Все, кто ходил на это поле, молились на эту икону в часовенке.

Когда ее сломали, я не знаю, но до 1939 года она стояла на месте.

Помню, в 1936 засушливом году привозили из церкви с. Кизнер икону и священника, то вначале установили икону у часовенки и исполнили молебен, а потом понесли ее по полям. Я сколько-то нес эту икону. Она была больших размеров и для меня была тяжелой. Ее привозили потому, что долго не было дождей, и был неурожайный год.

Joomla Template by Joomla51.com