Когда я училась на 1 курсе Горьковского университета, нам дали задание
собирать фольклор - устрое народное творчество.
Кто же выручит внучку, как не бабушка? Моя бабушка Надежда Дмитриевна Попкова оказалась таким кладом,
таким неиссякаемым источником устного народного творчества, что я только подивилась - я этого не подозревала!
Ведь ей обычно не до песен. А когда к ней приехали сёстры тётя Наташа Первозчикова и тётя Лида Караваева,
и они втроём спели мне на три голоса несколько липовских песен, я была в восторге!
Одного я себе никогда не прошу - почему я не постаралась раздобыть магнитофон и записать эти песни вместе с мелодией!
Мне-то для курсовой работы нужны были только тексты,
но и даже те несколько песен, которые я запомнила, такие красивые!
Позже мы с дочерью Полиной ездили к тёте Лиде в Добрянку, чтобы она спела нам эти песни. Но она часть забыла, а часть напела - одним голосом, и это был второй голос, не основной, а подголосок. У тёти Лиды низкий тембр, и она, видимо, привыкла так петь. Вот мы и не узнали основную мелодию.
Кому эта песенка выпоётся?
Всё, что я записала от бабушки и её сестёр, конечно, не сочинено в Липовке. Ведь в деревню приехали уже целые семьи со своими традициями и обрядами. И это был фольклор новгородский!
«Ехали бояре
со Нова города,
взяли-подхватили
красну девицу с собой».
«Ишо шла щука со Чёрного озера, Хвост волокла со Нова города...» - в Окуловском районе Новгородской области есть озеро Чёрное!
Много песен было привезено людьми, повидавшими свет: те, кто служил в армии, привозили военные и казачьи песни, вернувшиеся из заключения, привозили тюремные, кто-то поработал в городе и привёз городской жестокий романс.
Дядя Алёша Караваев, муж тёти Лиды, предположил: «Эти песни, наверное, старухи выдумывали!»
Их выдумывали талантливые люди, были они и в Липовке. Ведь кто-то же сочинил:
«Посею лебеду на берегу,
Во всю матушку во Люгу реку».
«Летал шерстень по болоту,
Созывал мужиков на работу -
Городить мужикам перегородки,
Чтобы нам, шерстням, не летати,
Чтобы Липовки деревни не видати...»
Кто бы их не выдумал, низкий ему или ей поклон. Но сегодня мой особый поклон и - светлая им память - бабушкам моим: Надежде, Наталье и Лидии Дмитриевнам Копаневым!
Я решила поместить в эту книгу этот живой кусок жизни - песни, которые пелись и в радости, и в печали. Под них женились и качали детей, оплакивали рекрутов и неверных любимых, ими заклинали будущий урожай, под них мечтали о счастливой жизни.
Вот заклинание урожая на праздник Троицы:
«Утка шла по бережку,
Серая шла по крутому,
Деток вела за собою.
Дека утка шла,
Тама рожь густа,
Околотиста, омолотиста,
Испрокинулася,
Замякинилася».
А вот целое описание быта, жизни дружной большой семьи в простой колыбельной песенке:
«А баю-баю-баю,
Я качаю зыбаю.
Я качаю зыбаю,
Отец пошёл за рыбою,
Мать пошла пелёнки мыть,
Дедушка - дрова рубить.
Дедушка - дрова рубить
Бабушка - уху варить.
Мы будём уху хлебать!»
Старинные русские песни - это самая настоящая поэзия и по форме, и по образности.
«На море лебёдушка купалася,
На синём-ту умывалася,
Вышла на бережок, стала на камешок,
Она крикнула, она сгаркнула:
- Ишо как мы с тобой, морё, росстанёмся,
И как мы с тобой разлучимся?
Разлучит нас студена зима со морозами,
Да и с крепкими», - причитает невеста, когда подружки ведут её из бани. Специалист сказал бы, что это - великолепный художественный приём - развёрнутая метафора.
Перечитывала я детски е потешки и колыбельные, а в ушах звучал бабушкин голос: ведь она не только нам с братом и сестрой их пела, но и нашим детям, то есть своим правнукам!
Моё собрание песен вовсе не претендует на полноту. В каждой семье были любимые песни, у кого-то они сохранились.И мы их должны знать и сохранить.
Л. Уханова