В поисках села Касьяново
Легендарное Касьяново
Откуда пришли на берега речки Люги наши предки, основавшие Липовку?
Зачинатели липовского краеведения А.Ф. Перевозчиков и С.В. Копанев сообщают, что до шестидесятых годов XIX века наши предки жили в селе Касьяново, которое находилось под Уржумом, в Уржумском уезде. Какие же могут быть вопросы?
Авсё дело в том, что по данным «Списка населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-73 гг.», изданного в 1876 году, в Вятской губернии не было ни одного села с названием «Касьяново»! На 998 страницах этого подробнейшего издания перечислены все города, сёла, деревни, заводы, починки всех уездов и волостей с указанием ближайшей речки, расстояния до волостного и станового центра, количества дворов и душ жителей мужского и женского пола. Там уже упоминается наша Липовка, а села Касьянова нет ни в Уржумском, ни в каком-либо другом уезде!
Разумеется наши предки не выдумали это название, но, возможно, при устной передаче исходная информация подверглась ненамеренному искажению и лёгкому приукрашиванию, как это происходит при рождении народных легенд? Как же нам разыскать легендарное «село Касьяново»?
Прежде всего, разберёмся, какие исходные данные мы можем извлечь из воспоминаний липовчан.
- Населённый пункт, откуда приехали первые липовчане, находился в Уржумском уезде, и, вероятно, недалеко от Уржума, иначе едва ли про него говорили «под Уржумом». В середине XIX века «недалеко» для крестьянина имело вполне конкретное измерение – дальность дневного перехода обоза – около 30 вёрст. Этот предел был закреплён в «Уставе о паспортах», который во второй половине XIX века так определял предельную черту для свободного перемещения крестьян вне места своей приписки без документа на отлучку: в границах своего уезда и до 30 верст в окружности.
- Название населённого пункта образовано от имени Касьян: Касьяново, Касьянов или что-то подобное. Примем во внимание и то, что «Касьяново» могло быть не единственным, не основным, неофициальным или разговорным названием пункта (см. «Кизнер - Богоявленское тож»)
- Населённый пункт находился на правом берегу Вятки, вероятно, недалеко от реки, поскольку Симон Копанев присмотрел место переселения, работая лоцманом на Вятке. Едва ли вятским лоцманом мог стать человек, живущий далеко от Вятки.
- По крайней мере, ещё в 60-х годах XIX века этот населённый пункт существовал и был обитаем.
- Переселение наших предков в Липовку было обусловлено нехваткой пахотных земель и лесных угодий. Следовательно, оно располагалось в густонаселённой части Уржумского уезда.
- По свидетельству А.Ф. Перевозчикова, его покинули 20 семей. Однако сёла в 20 и более дворов составляли в Уржумском уезде менее 18% общего числа, то есть искомый населённый пункт был весьма крупным для своего времени.
- Населённый пункт был казённым, так как наши предки никогда не были крепостными.
Вот с такими исходными данным мы отправляемся в архивные дебри и на просторы интернета в поисках легендарного села Касьяново.
Касьяново на Уржумке
Начнём с названия. В упомянутом выше списке населённых мест Вятской губернии среди населённых пунктов насчитывается 17, названия которых содержит имя Касьян. Но в Уржумском уезде указан только один такой населённый пункт: казённый починок Касьянов в 9 дворов, что на реке Уржумке, в 57 верстах от Уржума. Пока только он может претендовать на роль «села Касьянова».
На 109 листе «Специальной карты Европейской России» (1865—1871) (издание военно-топографического отдела Главного штаба под редакцией Стрельбицкого) починок Касьянов обозначен, как населённый пункт, насчитывающий от 10 до 20 дворов.
Вот что говорится о деревне Касьяново на сайте Информационного ресурса Республики Марий Эл "12rus.ru":
«Исчезнувшая русская деревня, находилась на правом берегу реки Уржумки в 7 км к югу от деревни Большое Опарино. Была основана в XIX веке. Первыми жителями были Мошкины, Хлыбовы, Трушковы, Хрулевы. Дома стояли вдоль реки Уржумки только с одной стороны, вся деревня утопала в черемухе. В 1873 году в казенном починке Касьяново при реке Уржумке было 9 дворов, в которых проживали 38 мужчин и 34 женщины, в 1905 году - 23 двора, 95 мужчин, 100 женщин. В 1925 году в деревне Касьяново Пиштанского сельсовета Мари-Турекского кантона проживали 193 человека. Все жители были русскими…
В 1960 году жителям Касьянова как неперспективной деревни запретили новое строительство, не давали нарядов на строительные материалы. Жители начали разъезжаться в другие места. В 1970 году в деревне осталось 33 человека, в 1979 году - 17 человек. Последней деревню Касьяново в 1989 году покинула семья Савельевых. Деревня была исключена из учетных данных 20 октября 1989 года…»
Есть какая-то особенная печаль в похожести судеб «неперспективных» деревень Касьяново и Липовка, особенно, если предположить, что эти деревни связаны судьбами их жителей. Однако, то ли Касьяново мы нашли? Во-первых, Касьянов починок находился в 57 вёрстах от Уржума, и едва ли такое расстояние обозначили бы словами «из-под Уржума», к тому же починок ближе к Малмыжу, чем к Уржуму.
Во-вторых, по данным губернского земского статистика Н. Романова, опубликовавшего в 1880 г. работу «Переселения крестьян Вятской губернии», «в Уржумском уезде более населенную теперь почти уже безлесную часть составляют западные и северные волости: Ексейская, Кужнурская, Кичминская, Кукнурская, Рождественская, Кокшинская, Сердежская, и Теребиловская». Маловероятно, что починок, расположенный в малонаселённой Пилинской волости, испытывал такую нехватку земель и угодий, что из него выехало 20 семей, а осталось лишь 9 дворов.
В-третьих, починок находится от Вятки не ближе 40 вёрст по прямой и не ближе 80 вёрст по реке Буй. Подходит ли такое место для проживания людей, занятых проводкой плотов по Вятке? Маловероятно.
Пожалуй, нужно поискать другое Касьяново.
Сколько имён у Касьянова?
На сайте Государственного архива Кировской области есть «Справочник по составу приходов церквей Уржумского уезда на 1915 г.», по которому в уезде на 1915 год числилось два населённых пункта с названием «Касьяново». Первый - это уже известный нам починок Касьянов, выросший в деревню Касьяново, и относящуюся, как и следовало ожидать, к приходу церкви Рождества Богородицы в селе Хлебниково (см. приведённый выше 109 лист карты Стрельбицкого). А вот второй населённый пункт нам неизвестен, но очень интересен тем, что имеет двойное название Касьяново (Фалина).
Указано, что деревня Касьяново (Фалина) относится к приходу Петропавловской церкви села Петровское. Село это расположено по Вятско-Казанскому почтовому тракту в 20 верстах севернее Уржума, чуть далее вёрсты от Вятки. Возможно, что прежде чем стать Касьяновым, населённый пункт назывался Фалиным и под этим названием числится в документах XIX века?
Действительно, на 108 листе карты Стрельбицкого в 4 верстах к юго-западу от села Петровского обозначен населённый пункт Фалинский, и судя по условному знаку, в нём не менее 30 дворов. А на странице 728 уже упоминавшегося «Списка населённых мест Вятской губернии по сведениям 1859-73 гг.» есть за номером 15676 данные о казённом починке Фалинской (Шмелёв) при речке Буе. По описанию он расположен на Вятско-Казанском почтовом тракте в 27 верстках от Уржума, в нём числится 31 двор населением 169 душ мужского и 186 душ женского пола. Очевидно, что этот «Фалинской» и «Фалинский» на карте Стрельбицкого – один и тот же населённый пункт, который впоследствии станет деревней Касьяново! Понятно также, что по расположению относительно Уржума и реки Вятки, а также по своей населённости найденный населённый пункт очень нам походит, хотя не понятно пока, откуда второе название – Шмелёв? В густонаселённой части волости границы населённых пунктов сливались так, что в ведомостях о приходах церквей их учитывали одной строкой: большое селение, а в скобках - меньшее. Нет ли рядом с крупным Фалиным небольшого селения с именем Шмелёв?
На приведённом фрагменте 108 листа карты Стрельбицкого вблизи пункта Фалинский обозначен меньший по населённости пункт Шмелевской. Схожесть названий Шмелёв – Шмелевской может означать, что речь идёт об одном и том же пункте, ведь списки составлялись волостными писарями, которые отражали современное им название и произношение названий.
На карте Вятской губернии, изданной Дорожным Отделом Вятской Губернской Земской Управы в 1910 году, Шмелёв-Шмелевской уже обозначен под именем Шмелята. Под названием "Шмелята" обозначен населённый пункт и на топографических картах XX века.
Справедливость наших рассуждений в целом подтверждается участником краеведческого проекта «Уржумский уездъ», который пишет:
Я хорошо знаю то место в Уржумском районе, где была деревня Шмелята… Деревня даже в годы своего расцвета была небольшой. При этом, уточняю, Шмелята располагались лишь на небольшом ответвлении в верховьях этого лога, которое перечеркивает надпись Шмелята. Чуть ниже вдоль лога, левее белого пятна на карте, располагалась уже более крупная деревня - Касьяново.
Сто лет назад в северной части Уржумского района плотность деревень была просто впечатляющей, нередко одна деревня смыкалась с другой… Многие деревни располагались так кучно, словно ягоды на гроздьях.
Итак, мы смогли найти хорошего претендента на место легендарного села Касьянова, полностью соответствующего всем пунктам наших исходных данных, хотя за 50 лет он сменил много имён: починок Фалин, починок Фалинский, починок Фалинской (Шмелёв), починок Касьянов, деревня Фалина (Касьяново), деревня Касьяново.
Но из этой ли деревни приехали основатели Липовки Симон Копанев и Данила Перевощиков?
Где жили Копаневы и Перевощиковы?
По воспоминаниям А.Ф. Перевозчикова, заселение удмуртской деревни Берёза, ставшей впоследствии Липовкой, первыми начали семьи Копаневых и Перевозчиковых (Перевощиковых), родственники Симона Ефимовича Копанева и Данила Харитоновича Перевозчикова. Рискнём предположить, что кучное, массированное переселение представителей одной фамилии наиболее вероятно из таких мест, где представители этой фамилии не редкость.
В электронных фондах Кировской областной научной библиотеке им. А.И. Герцена имеются данные «Реестра жителей сёл, деревень, починков и займищ, а также заводов Вятской губернии на 1891 год», к которым мы обратимся, что рассмотреть географию распространения интересующих нас фамилий.
По волостным спискам 1891 года в Вятской губернии проживало 128 семей, носящих фамилии Копаневых, 270 семей Перевощиковых и 37 семей Перевозчиковых. Поскольку форма написания фамилии «Перевозчиков» или «Перевощиков» зависела от грамотности волостного писаря, так что ближайшие родственники могли быть включены в списки под разными фамилиями, мы в дальнейшем не будем различать эти написания, используя то из них, которое встречается в семь раз чаще другого.
Общее число семей Копаневых и Перевощиковых в уездах Вятской губернии по волостным спискам 1891 года приведено в таблице.
Уезд | Семей Копаневых | Семей Перевощиковых |
Данные переписи свидетельствуют о распространённости наших фамилий в Уржумском, Слободском и чуть менее – в Нолинском уездах. Здесь уместно будет небольшое отступление. С.В. Копанев в своих воспоминаниях пишет:
«В Кировской области, в Слободском районе, что вверх по реке Вятке от гор. Кирова, есть деревня Большие Копани. В 40-х годах прошлого века Андрей Копанев выехал из той деревни и в 5-6 км образовал новую деревню – Малые Копани. Не исключено, что наши предки выехали тоже из той деревни и спустились вниз по Вятке до Уржума. А может быть, наоборот, слободские Копаневы поднялись вверх по Вятке из района Уржума и там образовали деревню.»
И приведённая статистика, на первый взгляд, не противоречит этим предположениям: действительно, именно в Слободском уезде проживает самое большее число семей Копаневых. Однако населённых пунктов с названием Большие Копани и Малые Копани в «Списке населённых мест Вятской губернии…» нет. Среди населённых пунктов Слободского уезда числятся три небольших селения: починок Климовской (Копани) на 2 двора, деревня Ивановская – Молчановская (Копани) на 4 двора, починок Чураковкий (Копани) на 6 дворов, однако никто из Копаневых там не живёт. Наибольшее число – 15 семей Копаневых – числится в деревне Тиминцы Слободского уезда Аникушинской волости. Возможно, что «Большие Копани» и «Малые Копани» - это часть той же народной легенды, что и «село Касьяново»…
Но вернёмся к фактам статистики. По данным 1891 года второе место в Вятской губернии и первое место в Уржумском уезде занимает селение, в котором из 62 семей 13 носит фамилию Копаневых. Расположено это селение в Сердежской волости, относится к приходу Петропавловской церкви села Петровское и называется … Ну, конечно же, Фалин - Касьяново!
По данным «Реестра жителей сёл, деревень, починков и займищ, а также заводов Вятской губернии на 1891 год» основной промысел жителей этого населённого пункта обозначен словами «бурлак; плотник». Как это согласуется со словами А.Ф. Перевозчикова и С.В. Копанева, что Симон Копанев работал лоцманом на Вятке? Когда же он успел поработать лоцманом, если первый пароход на Вятке (кстати, он и назывался «Вятка») появился в 1860 году? Неужели и это часть легенды?
Оказывается, что здесь всё точно. Вот как описывается бурлачество в «Статистическом описании Орловского уезда Вятской губернии», опубликованном Вятским губернским земством в 1876 году:
Бурлачеством или "судовою работой" крестьяне вообще называют всякого рода службу на речных судах и лесных плотах, но преимущественно службу простых подчиненных судорабочих, которые, разумеется, и составляют огромное большинство бурлаков. Незначительное меньшинство между ними - лоцманы и водоливы… Во всем, чтобы ни потребовалось, бурлаки должны беспрекословно подчиниться приказу караванного распорядителя, сплавщика, лоцмана или водолива.
А вот что говорится в универсальном хранилище знаний конца XIX века – Энциклопедическом словаре Ф.А.Брокгауза и И.А.Ефрона (в 86 томах с иллюстрациями и дополнительными материалами):
Бурлак (или бурлака на юге) — крестьянин, уходящий на заработки, преимущественно на речные суда. Судорабочие Б. обыкновенно соединяются в артели, с известным специальным распределением занятий. Обыкновенно различают старшего водолива, отвечающего за подмочку товара (он же плотник), далее лоцмана (дядю или букатника на народном языке), шишку — передового в лямке, и двух косных — в хвосте, обязанных лазить на дерево или мачту, а при тяге — ссаривать бечеву…
Неужели мы действительно нашли то что искали в документах второй половины XIX века: крупное селение, расположенное недалеко от Вятки на берегу одного из её притоков в густонаселённой Сердежской волости, недалеко от уездного города Уржума. Селение называется Касьяново, в нём очень распространена фамилия Копанев, а жители промышляют бурлачеством на лесосплаве по Вятке, и не исключено, что некоторые из них выбиваются в начальство – в лоцманы?
Всё хорошо, но есть одна нестыковка: Данила Перевощиков не мог жить в Касьянове, ведь по волостным спискам в этой деревне Перевощиковы не числятся. Однако «Реестр жителей сёл…» позволяет разрешить и это кажущееся несоответствие.
Дело в том, что село Петровское, расположенное не далее 4 верст от Касьянова, было в конце XIX века абсолютным вятским чемпионом по числу семей Перевощиковых. В нём проживало целых 43 таких семьи, причём, поражает не только общее количество, но и процент: каждая четвёртая семья в селе носила такую фамилию! А для жителей Касьянова село Петровское было ближайшим крупным населённым пунктом, центром церковного прихода и единственным местом дозволенной воскресной и праздничной торговли во всей Сердежской волости. Постоянные контакты, товарищеские, дружеские и даже семейные отношения между жителями Касьянова и Петровского выглядят вполне естественными.
Если же учесть, что основное промыслы жителей Петровского - это те же плотничество и бурлачество, вполне убедительным выглядит следующая интерпретация истории о «селе Касьянове»:
Два казённых крестьянина, два жителя густонаселённой Сердежской волости Уржумского уезда – друзья и товарищи Симон Копанев из деревни Касьяново и Данила Перевощиков из села Петровское, промышлявшие бурлачеством на лесосплаве по реке Вятке, решили поискать место, где есть подходящие пахотные земли и лесные угодья. Такое место нашлось в соседнем Малмыжском уезде, в Старотрыкской волости, на речке Люге…
А далее по тексту воспоминаний.
Вот теперь можно подобно Архимеду кричать «Эврика!» или по примеру а жителей англоязычных стран радостно воскликнуть «Bingo!». Хотя, можно обойтись без крика, ведь, мы нашли только след исчезнувшей деревни…
Судьба деревни Касьяново
Сегодня деревню Касьяново не найти на карте Уржумского района, не увидеть на космическом снимке. Память о ней хранит лишь название урочища, да воспоминания старожилов.
Вот что пишет о деревне Касьяново историк и краевед Александр Николаевич Иконников, автор «История сельских Советов Уржумского района»:
Деревня Касьяново (Фалин) упоминается с 1801 г. В 1926 г. было 69 дворов, 321 житель. Рядом была д. Воронье (Воронский, Фалин выселок) с 13 дворами и 48 жителями. В похозяйственной книге 1940 г. (ф. 20, д. 9) значится 56 дворов с 310 жителями. Фамилии домохозяев были Кожевников (39), Копанев (9), Вершинин (3), Зяблицев (2), единично – Алексеев, Мосунов, Резвых, Шамов. В войну погибло 34 Кожевникова из Касьянова. В 1932 г. в Касьянове возник колхоз «2-я пятилетка». В Касьянове была начальная школа…
То есть в 1926 году фамилия Копаневых в деревне Касьяново всё ещё была весьма распространённой, второй по числу семей. Однако наше «село Касьяново» ждала та же судьба «неперспективных деревень», что и Липовку. В декабре 1973 года в Липовке был зарегистрирован последний уроженец, а вскоре - 22 января 1974 года - деревня Касьяново была снята с учёта и как объект административно-хозяйственного учёта прекратила существование.
Впрочем, разные архивы ещё долго будут хранить сведения о родине наших предков, основавших Липовку. Среди них найдутся и сухие цифры статистики, и скорбные списки павших на войне, и горестные мартирологи репрессированных, и описания казусов, наподобие того, о котором сообщала газета «Вятская речь» 20 апреля 1911 года:
Во ознаменование Пасхи в дер. Касьяново, Уржумского уезда, крестьяне продали две души общественной земли, двум односельчанам и получив с них задаток послали за вином в с. Покровское за семи четвертями водки. Вина не хватило, и послали ещё за ведром. Результат празднования Пасхи в селе: у двоих выбиты оконницы, у пяти человек проломлены камнями головы, у одного распорот живот, а двое запились. Один из них старик на смерть, а другой молодой всё-таки ожил. У умершего осталось многочисленное семейство.
Всего мужики пропили 25 рублей.
Вместо эпилога
Ну вот, мы разгадали загадку «села Касьяново» и смогли уточнить некоторые детали в воспоминаниях липовчан. Но мы не станем править эти воспоминания, хранящие слог их авторов, дорогих нам людей. Да не так уж и важно, было Касьяново селом или деревней. Важно, что наши предки обладали той смелостью и решительностью к передвижению из насиженных мест в далёкие, необжитые и дикие места, той готовностью взять на себя ответственность за судьбы своей семьи и своей страны, которая называется пассионарностью.
Как нам сейчас не хватает этих качеств!
- Подробности
-
Опубликовано: 14 Октябрь 2014